Дошкольные образовательные организации Алексеевского городского округа активно участвуют в реализации плана мероприятий регионального проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области («Дети в приоритете), региональной Стратегии «Доброжелательная школа».

 В целях установления этических взаимоотношений между всеми участниками образовательных отношений с 4 по 18 мая 2020 года проводился муниципальный этап регионального конкурса «Кодекс дружелюбного общения».

На Конкурс представили материалы 12 дошкольных образовательных организаций Алексеевского городского округа —  участники регионального проекта в соответствии с Положением Конкурса.

Победителями Конкурса стали: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №8» Алексеевского городского округа (авторы: Хвастунова И.А., старший воспитатель; Семина Е.Н., Ходыкина Е.Д., Бондаренко Г.С., воспитатели; Пенкина Н.А., педаго-психолог) и муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №13» Алексеевского городского округа (автор: Горяинова Ю.Ю., старший воспитатель). Отделом дошкольного образования управления образования администрации Алексеевского городского округа (Жукова Е.М.) подготовлены и направлены в оргкомитет регионального конкурса «Кодекс дружелюбного общения» материалы победителей.

В рамках регионального этапа данные дошкольные образовательные организации вышли в финал Конкурса и представили свои работы на суд жюри. По итогам Конкурса детский сад № 13 стал призером, детский сад № 8 – лауреатом. Материалы победителя, призеров и лауреатов регионального Конкурса были направлены в детские сады округа.

С 15 октября по 03 декабря 2020 года в 12 детских садах (50%) Алексеевского городского округа, с целью организации индивидуально-ориентированного взаимодействия, индивидуальной психолого-педагогическая поддержки ребенка, развития его интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей, социализации в различных видах деятельности посредством онлайн-взаимодействия,  проходила работа по внедрению технологии «виртуального» участия ребенка в детском саду.

         Изначально был проведен анализ ресурсного обеспечения детских садов по  внедрения технологии «виртуального участия ребенка в детском саду», который выявил: в 100% детских садах имеется официальный сайт, электронная почта; наличие электронной почты, мобильных телефонов, электронных ресурсов (вайбер, ватцап идр) у педагогов 100% педагогов; наличие электронных ресурсов Вайбер и др. у 90% родителей; в 12 детских садах (100%) имеются  компьютеры, ноутбуки с наличием электронных ресурсов Zoom, Skypе, вебкамер на компьютерах.

Анализ по использованию педагогами мультимедийных и интерактивных технологий показал:

— 80 % педагогов работают с программами Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Publisher, оформляют наглядную информацию для детей и родителей, работают с таблицами, создают презентации и буклеты, обрабатывают результаты диагностических исследований в виде электронных таблиц, диаграмм;

— 100 % используют интернет-ресурсы Skypе, Zoom, Viber и др.;

— 100 % используют интернет ресурсы для подбора литературы, наглядного материала;

— 50 % являются членами интернет-сообщества,

— 100 % размещают свои материалы в Интернет-пространстве, на сайте ДОУ.

Организация работы «виртуального участия ребенка в детском саду» в 12 детских садах (100%) проходила с 13 детьми с ОВЗ  (5 – 7 лет)  не посещающих группу по причине длительного отсутствия. В 12 детских садах (100) с детьми, требующими психологической поддержки во время адаптации, в 6 детских садах (50 %) с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Благодаря использованию данной технологии дети (временно отсутствующие) получили возможность виртуально общаться с педагогами и сверстниками, участвовали в разных видах детской активности по основным направлениям деятельности (художественно-эстетическая, проектная, музыкальная, спортивная и др.).

С учетом методических рекомендаций БелИРО педагоги  всех детских садов использовали последовательность компонентов взаимодействия с дошкольником в режиме технологии «виртуального участия ребенка в детском саду», включающую: приветствие ребенка, «Виртуальное включение ребенка в деятельность», разговор о том, что сейчас происходит в группе, что актуально для ребенка, организация настроя ребенка на взаимодействие и деятельность совместно с воспитателем и/или сверстниками,  «Виртуальное участие ребенка в совместной деятельности с педагогом ДОО» ( «эффект присутствия» ), подвижная часть (динамическая пауза), «Виртуальное участие ребенка в деятельности группы» (позитивное взаимодействие со сверстниками  — 1-2 человека), поощрение (видео, мультфильм, песенка).

В 100 % детских садах организация «виртуального участия ребенка в детском саду» осуществлялась включением его в образовательную деятельность в первой половине дня по согласованию с родителями и при их непосредственном участии. Начинали вовлекать детей в продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование), постепенно педагоги подключали отсутствующих детей в другие, более сложные виды детской деятельности (- эксперименты, опыты: памятка для родителей, включающая алгоритм выполнения опыта (эксперимента), необходимое оборудование, результат.

Многие родители предпочли виртуальное общение с детьми во вторую половину дня.  100% одобрение родителями получило виртуальное включение ребенка в период подготовки к праздникам и событиям.

Отмечается на сегодняшний день сложное виртуальное включение ребенка в проектную деятельность.

Дистанционное консультирование родителей (законных представителей) в рамках «технологии виртуального участия ребенка в детском саду» осуществлялось по следующим вопросам:

— обучение, воспитание и развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет;

— речевое развитие ребенка;

— детско-родительские отношения;

— преодоление трудностей в поведении и общении со сверстниками;

— игровое сопровождение ребенка;

— подготовка ребенка к школе.

Анализ деятельности показал, что наиболее доступное средство виртуального общения — это смс-сообщение, а самое  универсальное  которое удовлетворяла родительские запросы — это  электронная почта. С помощью сайта детские сады организовывали педагогическое просвещение родителей – размещали полезные материалы, ссылки. Общение в чатмессенжерах (Viber, WhatsApp) – вызвало живое групповое общение и  позволило осуществить не только передачу текстовых сообщений, но и бесплатные звонки, видео-, аудио-сообщения. С их использованием  распространяли и получали фото и видео-информации, передавали срочные объявления.

Таким образом, в ходе виртуального взаимодействия установились межпользовательские связи, где родители воспитанников выступали в роли активных субъектов, выстраивающих общение с педагогом и между собой.

26 июня 2020 года в Алексеевском городском округе проведен региональный (в рамках Всероссийского) фестиваль детской игры «4Д: дети, движение, дружба, двор».

С целью популяризации и развития культуры детской игры среди педагогов, воспитанников и их родителей фестиваль прошел на базе двух образовательных организаций: муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №8»  Алексеевского городского округа (руководитель Лазарева Е.Ю.) и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Луценковский детский сад»  Алексеевского городского округа (руководитель Панченко И.В.)

 Реализуя основные задачи Фестиваля: создание игровых условий, способствующих активному и полноценному проживанию счастливого периода детства детьми дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях; привлечение внимания к проблеме свободной игры детей дошкольного возраста через обмен игровым опытом; формирование играющего сообщества «педагоги — дети — родители» через создание структуры мобильного взаимодействия; создание электронного регионального банка игр, способствующего популяризации и развитию культуры детской игры среди детей дошкольного возраста   детские сады создали все необходимые условия для организации Фестиваля.

Региональный Фестиваль в Алексеевском городском округе проводился в единый день дошкольными образовательными организациями Белгородской области – 26 июня 2020 год, в соответствии с разработанной структурой сценарного плана в форме тематических игровых площадок и творческих мастерских. Было организовано 4-х площадки с подвижными и свободными играми и 1 площадка — творческая мастерская.

В соответствии со сложившейся ситуацией (COVID-19) площадки располагались только на территории детских садов и количество участников было ограничено и составило 96 человек.  Детские сады информировали педагогическую и родительскую общественность об условиях, порядке, месте и сроках проведения фестивальных мероприятий через объявления, листовки, буклеты, официальный сайт социальные сети и мессенджеры «Instagram», «ВКонтакте».

Для внедрения чек-листа оценки эффективности предоставления времени и пространства детской игре и корректировка режимов дня в ДОО Алексеевского городского округа 12 педагогических работников (лидерская команда) прияли участие в коуч-сессии «Об организации участия в коуч-сессии по внедрению чек-листа», проведенной 27.07.2020 г. в формате видеоконференцсвязи.

Кроме того, членами лидерской команды изучен чек-лист оценки эффективности предоставления времени и пространства детской игре в режиме дня (письмо ОГАОУ ДПО «БелИРО» от 31.07.2020 г. № 1165). Для проведения мониторинга чек — листы были отправлены во все образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования (35).

В результате в педагогических коллективах членами лидерских команд  входящих в состав проекта по реализации направления «Обеспечение времени и пространства для детской игры» организовано проведение обсуждения чек-листа.

Педагогами каждой группы была проведена оценка эффективности предоставления времени и пространства детской игре в режиме дня по 3 пунктам: организация времени для игр, организация пространства для игр, маркеры среды, позволяющие установить, что игровая деятельность проживается детьми, как ведущая и осмысленная ими.

Сводный чек – лист показал, что качественный анализ организации времени для игр имеетне достаточный уровень. Только в 17 (50 %) детских садах планирование не предполагает жесткого распорядка дня, устанавливает равновесие между определенным временным порядком и открытостью для импровизации и разных видов деятельности детей.

70% детских садов в ООП ДО не зафиксирован баланс между занятиями по руководством взрослого и активностью детей по их свободному выбору.

 Анализ заполненных чек-листов показал, что в все игровые ситуации, в которых возникает взаимодействие между взрослыми и детьми в 90% детских садах  являются педагогическими и несут в себе образовательный потенциал, а вот ежедневное инициирование игр ребенком зафиксировано только в 40 % организаций. С учетом внедрения доброжелательных технологий, создания доброжелательного пространства в 100% детских садов при планировании организации игровой деятельности учитываются индивидуальные потребности и интересы детей, прогулки неотъемлемой частью являются не только подвижные, но и сюжетные игры.

Вместе с тем, для свободной игровой деятельности в режиме дня всех  ДОО отводится менее 3 часов.

Качественный анализ организации пространства для игр в 70 % детских садов имеет достаточный уровень, в 30 % недостаточный и требует доработки. В чек листе 50 % ДОО достаточно места для одновременного осуществления нескольких видов деятельности, например место игр в кубики, располагается в групповой на удобных для детей стеллажах, настольные игры дети могут разворачивать, как в группе, так и спальной комнате. Функциональные зоны в 100% ДОО для тихих и подвижных игр размещены  далеко друг от друга.

Уголки уюта и уединения созданные в 50% детских садов позволяют ребенку найти уединится. Во всех детских садах для развития крупной моторики детей стационарное оборудование применяется в месте с мобильным и позволяет ребенку самому создавать условия для игры.

Маркеры среды, позволяющие установить, что игровая деятельность проживается детьми, как ведущая и осмысленная остается на недостаточном уровне.

Отмечается, что в групповых комнатах 70% детских садов есть стационарное место, где развертывается режиссерская игра на макете, игрушки хранятся в контейнере рядом с макетом.

 К сожалению чек-лист показал, только в 30% ДОО предусмотрена возможность зонирования пространства с потолка тканью, шатром и дети могут сами его моделировать. В 70 % такие шатры закреплены стационарно.

Мобильная среда групповых ячеек (возможность передвижения построек для удобства уборки, контейнеры для хранения материалов, стойки для костюмов, повышающие доступность использования материалов для игры) требует пересмотра и детальной доработки.