Новости
Труд строителя всем нужен
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать…
Ну а ты, кем хочешь стать?

Профориентация – в настоящее время является приоритетным направлением работы образовательных учреждений нашей области. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.

В детских садах нашего округа отводится особое внимание ранней профориентации дошкольников. Созданы и выявлены оптимальные условия для ознакомления с профессиями различных отраслей деятельности человека.

В рамках социального партнерства в детских садах заключены договоры (соглашения социального партнерства) и план работы о совместном сотрудничестве. Очные экскурсии, встречи являются основной формой взаимодействия. Так, например, сотрудники ПАО «Сбербанк» проводят дошколятам экскурсию по отделению, рассказывают детям о денежном переводе, о банкомате и его работе. Ребята узнают много интересного и нового для себя. Приобретенный опыт позволяет организовать соответствующую развивающую среду в группах.

Пространство наших детских садов и групп организовано в виде хорошо разграниченных зон – центров, оснащённых достаточным количеством развивающих материалов. Традиционными и наиболее функциональными являются Центры сюжетно-ролевых игр с соответствующими атрибутами для ознакомления с профессиями различных отраслей деятельности человека: костюмы для ряженья, головные уборы, украшения, маски и оборудования для обыгрывания различных профессий.

    По отрасли «Сельское хозяйство» в 100% детских садов на территории организованы опытно – экспериментальные участки, где дети знакомятся с функциональными обязанностями пасечника, овощевода, агронома. В территории 70% детских садов имеется сюжетная игровая зона «Фермерский дворик».

   Наличие актуальных, многофункциональных маркеров игрового пространства во всех детских садах (Супермаркет, Аптека,  Ателье,  Банк, Поликлиника, Салон красоты, предприятия города,  Почта, Вокзал) помогает быстро организовать процесс  профориентации детей.

     Сфера «Органы правопорядка» представлены автогородками на территории всех организаций, игровым оборудованием для сюжетных  игр —  ГИБДД, полиция,  опорный пункт.

    Все отрасли отражены в дидактических играх и пособиях: шаблоны медицинских рецептов, портфолио тканей, набор лекало, макеты банкоматов,  различного вида транспорта, купюр, пластиковых карт, алгоритмы операционных действий банка. Наличие данного материала способствует активизации интереса детей к таким профессиям как кассир, операционист, кредитный менеджер, провизор, швея, закройщик, шофер, диспетчер, капитан судна.

    Наличие костюмерных, ширм, макетов зданий,  музыкальных центров и наглядного материала  с систематизацией по направлениям музыка, танец, живопись, скульптура реализует направление «Искусство, культура»

    Ознакомление детей с профессиями   отрасли «Промышленность» реализуется в 7 (21%) ДОО и    представлена рамками функционирования особенностей предприятий муниципалитета и региона. Условия отражаются в наличии  мобильных центров по данным направлениям;  пособий —   муляжи выпускаемой продукции,  видеоматериалы виртуальных экскурсий по предприятиям; тематическим оборудованием по профессиям   — технологи, операторы производственной линии, упаковщик, наладчик оборудования, грузчики («ОО ЭФКО», молочно-консервный комбинат, хлебозавод, завод котельного оборудования и др).

   Профориентационная работа по направлению «Соцобеспечение»  реализуется  в Советском  детском саду и в Детском саду №13, которая  представлена следующими условиями:  маркеры игрового пространства деятельности  пенсионного фонда, социальной защиты, почты, волонтерского движения.

   В 4 детских садах созданы оптимальные условия для ознакомления с профессиями следующих отраслей деятельности человека —  ЖКХ  (ДОО №9,13,17, Советский) и Система массовых коммуникаций (МБДОУ «Советский детский сад», МБДОУ «Матрено- Гезовский детский сад» ,МБДОУ «Луценковский детский сад», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №13»).  В детских садах разработаны чек- листы  по с организации работы домоуправления,  управляющих компаний, благоустройства, типографии, рекламного агентства, телевидения. Имеется оборудование для изготовления  реклам, памяток, плакатов.

      Современные условия по направлению «Госуправление» созданы в Детском саду №13 (3%). Имеется игровое оборудование по организации  выборов,  работы центра избирательной комиссии:  бюллетени, шаблоны агитационных плакатов, алгоритм избирательных процедур, избирательные урны.

В 2023 году в Алексеевском городском округе реализовывался муниципальный проект «Преемственность в освоении профессий медицинской направленности — «Медицина — моё призвание», в котором приняли участие 56 воспитанников старшего дошкольного возраста детских садов №11, №12 и 10 обучающихся медицинского класса МБОУ «СОШ №3».

В рамках проекта учащиеся медицинского класса показывали воспитанникам детских садов отчетную презентацию об экскурсиях и участии в Конференции  в медицинские учебные заведения Белгородской области. Для воспитанников детских садов были организованы: театр – экспромт по сказке «Айболит», игровые сеансы «Калейдоскоп медицинских профессий»,  встреча  с врачами ОГБУЗ «Алексеевская ЦРБ» по теме «Медицина для истинного врача больше, чем профессия: она образ жизни», знакомство воспитанников детских садов с медицинским классом МБОУ «СОШ №3» Алексеевского городского округа,  экскурсия в  аптечный пункт,  в отделение скорой медицинской помощи  ОГБУЗ «Алексеевская ЦРБ», экспериментариум — проведение опытов в кабинете биологии  и химии МБОУ «СОШ №3», совместное изготовление коллажа «Медицинские профессии». Создан кейс форм работы по преемственности в освоении профессий медицинской направленности обучающихся медицинского класса «МБОУ СОШ №3» и воспитанников детских садов.

С целью формирования представлений о разных профессиях, о важности роли труда взрослого в жизни общества детский сад № 3 принимал участие в  IX Федеральном научно-общественном конкурсе «Восемь жемчужин дошкольного образования» и стал победителем, представив проект «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешной социализации — «Мир профессий».

6  опытов работы педагогов внесены в актуальный банк банных на уровне образовательной организации (воспитатель детского сада №13  Гончарова Е.Я. «Формирование первоначальных профессиональных компетенций у детей старшего дошкольного  возраста посредством нетрадиционных технологий», воспитатели детского сада №2 Фальченко А.Г. и Напрасненко С.В. «Ранняя профориентация дошкольников посредством промышленного туризма» и «Формирование у дошкольников профориентационной направленности посредством выполнения трудовых поручений»,  Алексеенко С.В.  детский сад №12 «Формирование у детей дошкольного возраста системных знаний о медицинских профессиях посредством создания мобильных медицинских центров». Шередека А.А., воспитатель детского сада №10 «Формирование ранней профориентации дошкольников через ознакомление с направлениями деятельности ГИБДД», воспитатель Хмызенко Л.В. детского сада №8   «Формирование знаний детей дошкольного возраста о финансовых профессиях как средство ранней профориентации».

4 опыта работы: «Ранняя профориентация дошкольников посредством промышленного туризма» (воспитатель детского сада № 2 Фальченко А.Г.), «Формирование у дошкольников профориентационной направленности посредством выполнения трудовых поручений» (воспитатель детского сада № 2 Напрасненко С.В.), «Формирование у детей дошкольного возраста системных знаний о медицинских профессиях посредством создания мобильных медицинских центров» (воспитатель детского сада № 12 Алексеенко С.В.),  «Формирование ранней профориентации дошкольников через ознакомление с направлениями деятельности ГИБДД» (воспитатель детского сада № 10 Шередека А.А.) внесены в муниципальный банк данных актуального педагогического опыта.

Воспитатель детского сада № 10 (Шередека А.А.) опыт работы «Формирование ранней профориентации дошкольников через ознакомление с направлениями деятельности ГИБДД» представляла на муниципальном этапе  регионального конкурса по профилактике детского дорожно -транспортного травматизма и стала победителем. Разработанные ею адвент-календарь и рабочая тетрадь знакомят детей с такими службами ГИБДД как: дорожная инспекция, патрульная служба, регистрационно-экзаменационное подразделение. Данный опыт работы Шередека Ангелины Альбертовны был представлен на региональном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатели России» где она стала победителем в номинации «Молодые профессионалы».

В целях обновления содержания образования по формированию основ ранней профориентации у детей дошкольного возраста в рамках внедрения федеральной образовательной программы дошкольного образования, на основании приказа министерства образования Белгородской области от 23.11.2023г. № 3449 «Об утверждении «дорожной карты» по созданию единой социокультурной среды, направленной на формирование основ ранней профориентации у детей дошкольного возраста» в округе утвержден муниципальный план (дорожная карта), разработаны и утверждены планы в каждом детском саду по созданию единой социокультурной среды, направленный на формирование основ ранней профориентации (ФОРП).

В рамках реализации муниципального плана созданы 2 ресурсные площадки по ФОРП на базе детских садов № 2, № 10, разработан плана совместных мероприятий медицинских классов с  МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №7» и дошкольных образовательных организаций в рамках постпроектной деятельности муниципального проекта «Преемственность в освоении профессий медицинской направленности — «Медицина – моё призвание».  Специалист управления образования и представитель муниципальной ресурсной площадки приняли участие в региональном семинаре «Формирование основ ранней профориентации у детей  дошкольного возраста: из опыта работы Белгородского района». На базе детского сада № 10 (ресурсная площадка) проведен межрегиональный семинар «Профориентация детей дошкольного возраста как условие успешной социализации на современном этапе». В детском саду № 11 (региональная ресурсная площадка) организовано проведение заседания методического объединения воспитателей средних групп дошкольных образовательных организаций Алексеевского городского «Ранняя  профориентация   детей 5-го года  жизни  в различных видах  деятельности».