На площадке Белгородского института развития образования (БелИРО) состоялось рабочее совещание при уполномоченном по правам ребенка в Белгородской области Галине Пятых, которая является участником ряда проектов, направленных на решение проблем детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.
В обсуждении ключевых вопросов приняли участие сотрудники департаментов образования, здравоохранения, социальной защиты населения Белгородской области, управления спорта и занятости населения, других органов власти, а также представители муниципальных органов образования и родительской общественности.
«Создать для особых детей особенные условия – это главная задача нашего проекта», – акцентировала Галина Анатольевна.
Основные результаты проекта «Апробация системы поддержки педагогов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями» на сегодняшний день:
— создано дополнительно 4 стажировочные площадки по вопросам сопровождения детей с ментальными нарушениями;
— проведено 4 онлайн-семинара, в котором приняли участие более 125 педагогов;
— сформированы 2 экспертные группы по вопросам сопровождения детей с РАС (действующие кураторы РК и РГ — 8 человек) и по вопросам образования детей с нарушением слуха (ведущие специалисты школы-интерната №23);
— прошли программы повышения квалификации 186 тьюторов школ и 62 тьютора ДОУ.
Кроме того, участники проекта рассмотрели актуальное состояние, запросы и потребность в кадрах на следующий учебный год. Есть реальная необходимость в открытии с 2021-2022 учебного года новых ресурсных классов и групп.
Представители департамента образования Белгородской области отчитались об исполнении перечня поручений, данных на предыдущих рабочих совещаниях. Это вопросы доукомплектования образовательных учреждений оборудованием, необходимым для обучения детей с РАС, распространения передового опыта работы ресурсных классов и групп в детских садах и школах.
Эффективный опыт работы на территории муниципалитета с детьми, имеющими ментальные нарушения, представила начальник управления образования Губкинского городского округа Валентина Таранова. Здесь с 2016 года для первых пяти ребят в школах были созданы максимально комфортные условия. Сейчас уже 26 учеников с особыми возможностями здоровья обучаются в школах округа. В учреждениях дополнительного образования занимаются 39 детей с РАС. В этой территории сложился результативный опыт по подготовке тьюторов, по обучению родителей созданию необходимой среды для развития ребенка. В ближайшее время состоится обучающий семинар для специалистов всех муниципалитетов, ведущих работу по данному направлению, где будут представлены лучшие практики.
О системе работы с особенными детьми, сложившейся в Шебекинском городском округе, рассказала врио начальника муниципального управления образования М.Ю. Воронкина.
В докладе ректора БелИРО А.А. Бучек шла речь о том, что решение проблемы сопровождения детей с особыми образовательными потребностями требует устранения кадрового дефицита. Предлагается активизировать работу по заключению договоров о целевом обучении по специальностям дефектологического профиля с образовательными организациями высшего профессионального образования и рассмотреть возможность для открытия специальности «Дефектология (олигофренопедагогика)» на площадке Белгородского государственного университета.
Вопросу будущего трудоустройства выпускников школ, имеющих аутистические расстройства, будет посвящено очередное заседание рабочей группы проекта.