Новости

С целью организации работы по оздоровительному туризму в детских садах Алексеевского городского округа с 1 августа 2019 года  в Алексеевском городском округе реализуется проект «Организация работы по оздоровительному туризму в детских садах Алексеевского городского округа «Топ, топ –топает турист».

 В рамках данного проекта в детских садах разрабатывались и реализовывались спортивно-оздоровительные туристические маршруты в соответствии со временем года: «С осенью наперегонки», «Юные лыжники», «Весна зовет в поход!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Педагогами дошкольных организаций были разработаны маршруты, которые позволили интересно и эффективно провести туристические прогулки, организовать самостоятельную деятельность детей и индивидуальную работу по развитию и совершенствованию двигательных навыков. Каждый маршрут имеет четкий регламент по порядку его проведения и организации деятельности детей на привале, включающей наблюдения в природе, сбор природного материала, подвижные и дидактически игры, в том числе и экологического характера такие как «Назови и найди загаданное растение», «Большое и маленькое» и др.

Во время походов дети познакомились с некоторыми объектами нашего города и лесопарковой зоной, получили знания о туризме, как о деятельности и способе познания окружающего мира.

В лесопарковой зоне дети познакомились с разными видами леса: смешанный лес, сосновый бор, берёзовая роща; с частями света, учились находить север и юг по мху на деревьях, и по муравейнику.

Совершая прогулки, дети наблюдали за соснами с необычными стволами, пнями, собирали листья для гербария, ответили на вопросы викторины «Знатоки туризма», играли в подвижные и дидактические игры: «Куда не пойдёшь, плод найдешь», «Раз, два, три к необычному дереву беги», «Лесная аптека», «Бюро погоды», «Лес – наш дом». Детям прививалась экологическая культура и знания основ безопасности жизнедеятельности.

Дошкольники, ориентируясь по карте, выполняли различные задания на каждой из обозначенных точек. Здесь были и эстафеты «Собери рюкзак в поход», и преодоление полосы препятствий, и соревнование на умение сложить хворост для костра и разбить палатку.

Воспитанники знакомились с туризмом, как с видом деятельности, с правилами поведения в окружающей среде.

Прибыв в конечную точку маршрута, туристы организовывают привал.

Ну, какой же походбезпривала. Дети с удовольствием доставали из своих рюкзаков приготовленные угощения и делились друг другом.

Спортивно-оздоровительные туристические маршруты стали не только увлекательным приключением, но и познавательным занятием для всех воспитанников. На таких мероприятиях дошколята учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.

Самый популярный и массовый зимний вид спорта в России – это, конечно, бег на лыжах. Лыжи есть практически в каждой семье. В условиях нашей зимы лыжи – один из самых простых и увлекательных способов сохранять здоровье, бодрость, развивать силу и выносливость.

В ходе реализации проекта педагогами детских садов Алексеевского городского округа были разработаны спортивно – оздоровительные туристические маршруты для дошкольников, которые позволили многим детям сделать первые шаги на лыжах, получить элементарные двигательные навыки и умения ходьбы на лыжах. Каждый разработанный маршрут имеет четкий регламент по порядку его проведения: старт, лыжная тропа — ходьба и упражнения на лыжах, привал, финиш. Организация деятельности детей на привале, включала в себя наблюдения в природе, подвижные («Самый ловкий», «Пройди в ворота», «Кто быстрее?», «Пройди и не задень», «Через препятствия» и др.) и дидактические игры экологического и познавательного характера («Трик, трак – это не так», «Узнай по описанию», «Что лишнее?» и многие другие).

В практической деятельности педагоги отрабатывали с детьми элементарные навыки ходьбы на лыжах:

  • ходьба ступающим шагом;
  • ходьба скользящим шагом;
  • повороты переступанием;
  • переставление лыж «лесенкой»;
  • ходьба скользящим шагом, обходя препятствия;
  • прохождение под двумя воротцами из лыжных палок;
  • поворот переступанием в движении;
  • скольжение широким шагом на согнутых ногах;
  • передвижение скользящим шагом, размахивая руками;
  • ходьба длинным скользящим шагом с правильной перекрестной работой рук и ног.

Перед тем, как встать на лыжню, дети осваивали навыки владения лыжами и ходьбы на них в своих возрастных группах.

Особое удовольствие детям доставляла свободная ходьба на лыжах.

В процессе формирования двигательных навыков ходьбы на лыжах педагоги помогали детям овладеть новыми комплексами ощущений для этого вида движений, такими как «чувство лыж» (определяется ребенком как непривычная тяжесть на ногах, тормозящая свободное передвижение вперед) и «чувство снега», характеризующееся способностью определения состояния скользящей поверхности, качества снега.

Спортивно-оздоровительные туристические лыжные маршруты стали не только увлекательным приключением, но и познавательным занятием для всех воспитанников детских садов.

В рамках данных мероприятий в дошкольных организациях Алексеевского городского округа были разработаны и проведены циклы занятий с дошкольниками «Весна зовет в поход!».

Работе по проведению туристических походов, туристических прогулок предшествовала работа по разработке и проведению образовательных  ситуаций с  дошкольниками  таких как, «Планируем поход», «Составь маршрут»; проведение  игр   «Что нужно туристу в походе»,  «Собираемся в поход» и др.. Педагогами  дошкольных учреждений проводились с дошкольниками  беседы о туризме, о правилах поведения в походе. закрепление знаний  у  детей работы  с компасом,  с картой — схемой, их  назначением и принципом работы;  беседы, о взаимосвязи живой природы; рисование экологических знаков; знакомство и закрепление  с правилами  поведения в природе; разучивание подвижных игр и упражнений, дыхательных упражнений; просмотр видеороликов о туристических походах, знакомство с разновидностями костра и т.д..

Так как, туристическая деятельность носит высокую оздоровительную ценность, то детские сады Алексеевского городского округа  разработали циклы занятий с активными движениями на свежем воздухе, способствующие закаливанию организма, совершенствованию   физических качеств (таких как быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила),  совершенствованию навыков ориентировки в пространстве, на местности; с использованием основных движений — ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, метание, упражнения в равновесии.

Примером таких занятий являются спортивно-игровые занятия «Тропа туриста», «Путь с препятствиями»; игра-исследование «Ориентировка на местности»; игры «Сложи костер», «Самый ловкий», туристическая прогулка «Следопыты с картой», игра «Полоса препятствий», поход-экскурсия «По следам туристов», туристический поход «Туристическими тропами», «Мы – туристы», «Всем ходить в походы нужно», «По родному краю с рюкзаком шагаю», «На прогулку в парк пойдем».

В процессе проводимых мероприятий воспитанники учились  преодолевать препятствия различной сложности: «Сбор рюкзака», «Переправа по кочкам», «Разведение костра», «Перетягивание каната», ориентироваться  с помощью компаса и самодельных карт.

В ряде дошкольных учреждений были проведены следующие мероприятия: занятие — путешествие «В гости к деревьям», «Путешествие муравья» по сказке В. Бианки; поход экскурсия «Первоцветы родного края», «Именнины у Земли», «Наша река Тихая Сосна»; туристический поход-прогулка «Весна пришла к нам в парк» и др.

 Проведенные мероприятия способствовали привитию у дошкольников любови к здоровому образу жизни, воспитанию интереса к занятиям туризмом, воспитанию волевых и дружеских качеств.

В рамках выполнения мероприятий проекта «в детских садах Алексеевского городского округа спортивно – оздоровительного туристического маршрута «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

 Во всех дошкольных образовательных организациях разработаны туристические  маршруты  «Дорога к пляжу», «Солнце и вода – наши с вами друзья! и т.д. Проведены  тематические  мероприятия в рамках  подготовки и реализации мероприятий  оздоровительного  маршрута: развлечения «Турист», праздник «Закаляйся», спортивно – туристическая игра «Привал».

С детьми проведены тематические образовательные ситуации «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», игры – эстафеты, онлайн – беседы с детьми: «Для чего нужен пляж?», «Как одеваться на пляж?», «Закаливание детей», «Правила поведения на воде» и т.д.

Проведен семейный туристический поход «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!».

С родителями проведена работа в дистанционной форме через рассылку  информационных материалов по тематике: буклет «Закаливание солнцем», консультации «Летний поход», «Как вести себя на воде». Во время проведения мероприятий обращалось внимание на  инновационную форму организации, на практическую значимость в образовательной деятельности.